Большой город, тысячи домов, квартир, балконов...И какой из них с секретом?Да и может ли быть, скажете вы, секрет у обычного балкона?...Я всегда мечтала о том, что у меня когда-нибудь появится только МОЙ "рукодельный угол" ...И однажды он появился! Да еще какой! Большой , светлый , уютный!!!

.... с него то все и началось ! Он стал стартом моей мастерской, стал моим БАЛКОНОМ С СЕКРЕТОМ...

Понравилось? нажми лайк))

четверг, 31 августа 2017 г.

Грузия 2017- визит№3

Как-то незаметно и невзначай моя страничка плавно начала переходить в разряд записок путешественника))). Ну что же. Значит так надо))) Не писать об этой поездке было бы кощунством. Поэтому пишу). В первую очередь для себя самой же, для своих детей, всей семьи в целом , для  друзей, кому не могу рассказать об этом лично и для всех кто любит Грузию и жаждет повторить наш маленький подвиг)))

Итак, всем привет!
Сегодня я вам расскажу о нашей третьей поездке в Грузию, которую мы  совершили с первой половине августа 2017. Садитесь поудобнее,  наливайте себе чашечку чая или кофе и слухайте сюда))) Разговор у нас будет длинный и , надеюсь, что интересный))

все смотрите под катом))) там жуть как много писанины и фото)))

все началось, когда Земля была еще огненным шаром.... Все началось с того, что мы дико хотели отдохнуть от суеты, работы, чтобы всей семьей вместе, не с диким бюджетом, чтобы люди были кругом хорошие и открытые, чтобы кухня была супер, и чтобы море теплое. Ну и опять, как это не странно, выбор пал на Грузию.  Что там можно смотреть в третий раз?-спросите вы и будете не правы!!! Смотреть и узнавать новое в Грузии можно бесконечно!!!  И действительно, очень многого в нашей поездке было для нас нового и неизведанного. Но начнем обо всем по порядку: Cо слов благодарности в адрес моего любимого, единственного и неповторимого мужа, составившего этот замечательный, интересный, и информативный маршрут, полностью рассчитавшего всю калькуляцию поездки, собравшего такую команду и спонсировавшего наш семейный отдых по полной программе))))). Спасибо нашим друзьям, составившим нам такую замечательную компанию, терпевшим наш бешеный темперамент и темп маршрута и разделившим все радости этих двух с лишним недель с нами. Спасибо нашим детям за то, что были такими идеальными. Как ценно и радостно нам было от того, что они вместе с нами, как единое целое, все всегда делали чётко, слаженно, оперативно, технично. И какие они уже взрослые, самостоятельные и надёжные! Люблю их сильно-сильно!  И еще я хочу сказать спасибо вселенной за то, что она благоприятствовала к нам! Спасибо Грузии за гостеприимство!Спасибо морю за его тепло! Спасибо рекам и водопадам за прохладу, спасибо горам и скалам за крутость. Спасибо всем кто не отписался от меня в инстаграме))) и вместе с нами прожил наше путешествие.  И пусть мы не все, что запланировали, провернули, пусть не смогли мы из-за дикой жары доехать в Стамбул и Баку, как планировали, мы все таки считаем что отпуск у нас был идеальный!!!
 Итак, поехали!!!

1 августа 2017 года наша компания  в составе 12 человек( 3 семьи по 4 человека) выдвинулась в путь...  неувязочки и проблемы, начавшиеся  как то сразу нас не остановили.... у Жени  так прихватило спину, что он не мог долго сидеть за рулем и пришлось за рулем большую часть дороги ехать мне... 1600 км до границы... Честно скажу, для меня это был стресс. Учитывая, что я в машине всегда сплю, и больше чем 150 км за рулем ехать не могу, необходимость собрать себя в кучу и взять на себя доставку наших тел до границы для меня была почти подвигом))) Но ладно об этом-поправлю корону и продолжу вещание))).
  Всю поездку мы ехали каждый в своем темпе, останавливаясь лишь вместе на ночевки и первое место ночевки  где-то в калмыцких степях я смело могу назвать  началом отпуска))) и первый съеденный арбуз за лето и  первый отпускной закат и восход были именно там)))

На следующий день на границе в Верхнем Ларсе мы простояли  около 2 часов и к вечеру доехав до Степанцминды решили  не разбивать лагерь  и снять все таки апартаменты. Но!!! цены в этом населенном пункте просто дикие-раза в 1,5-2 раза дороже чем в Тбилиси или Батуми. Поэтому мы сняли  комнаты в отличном доме в  посёлке Арша километрах в 3-4 от этого городка, где цены были уже в 2 раза ниже, где мы благополучно помылись с дороги и завалились отдыхать). В ущелье между горами не жарко и ночью мне мой ооооочеень тёплый спальник не помешал)).
Мы птички ранние), поэтому утром  пока все спали мы лазили по близлежащим горам)))

А чуть позже, когда все проснулись и позавтракали, любовались  между делом видами на Казбек))

Первые три дня в Грузии у нас по плану был Тбилиси. И именно там мы их и провели)). Но до Тбилиси мы еще успели попить Нарзанчику и полюбоваться природными красотами перевала Грузинско-военной дороги)

Но вот наконец-то Тбилиси))

В этот город хочется  приезжать снова и снова! он покоряет своим колоритом,  восхищает людьми, соблазняет хорошей кухней))
 Остановились мы в очень примечательном хостеле Diwan.

рекомендую!!! очень бюджетный вариант ( 6000 рублей за 2 ночи на 8 человек), отличные условия,  интерьер  как я люблю ( старинный).

два дня мы гуляли, гуляли, гуляли по городу,  впитывая его атмосферу, поглощая вкусности в местных ресторанчиках, запивая их лимонадом , заедая мороженым))). В прошлые наши визиты мы обошли все самые важные храмы и достопримечательности и поэтому в этот раз мы просто НАСЛАЖДАЛИСЬ и расслаблялись)

Розочка от любимого)))

Как "Больная" до старинных вещей я  не могла не посетить блошиного рынка, расположенного под Сухим мостом. Но в это раз он меня не впечатлил совершенно. То ли я стала очень привередлива и избирательна, то ли действительно стало тут все рассчитано на иностранных туристов, обыденно и с заряженными ценами... В общем я себе абсолютно ничего не купила.

Очень порадовали уютные кафешки)). Их очень много и очень приятно там погостить)

Алинка была счастлива от того, что мы  выбрались в одно крайне интересное место под названием Новый Тифлис( переоборудованная в огромное арт пространство бывшая швейная фабрика) огромный европейский современный хостел, разные кафе, место для сборищ творческих личностей и.... И магазинчик со сделанной вручную полиграфией: постеры, блокноты и т.п. ну и , ясно дело, у Алины внезапно закончился 528 её блокнот и она просто не смогла оттуда уйти пока не купила блокнот за 12 лари)))))). Но главное ребёнок счастлив)))).

самый колоритный арт-объект)))

Так как по официальным музеям ходить не хотелось, то мы  решили  устроить себе музеи неофициальные)))  и совершили прогулку по  старинным парадным города.
 Ох, какие же красоты мы видели!!!! Самая интересная история это та, в которую ты можешь погрузиться сам)))

Мраморные ступени, кованые перила, резные дубовые двери, неподражаемые витражи....

А вечером были серные бани!!! Это конечно нечто!!!! Удовольствие не из дешевых, но оно того стоило!!!

скажу честно, мы торговались. с нас запросили 150 лари в час ( 4200 руб). на два часа это получается кучеряво. ... мы сторговались до 6000 руб грубо говоря. Так что если кто- то захочет расслабиться   в подобном заведении, то рекомендую попробовать поторговаться)). Вдруг получится). Мерзоевские бани. Рекомендую с чистой совестью. Очень чисто, вода проточная. Бассейн с горячей серо-водородной водой, два совмещённых бассейна с холодной и горячей водой, очень просторная и чистая парилка, душ, место для массажа и зона отдыха. А какая там кладка!!!!! И в окошко в потолке видны звезды!!!
И ещё))) пара интимных подробностей))) не думала что я такая чумазая)))) но в этой бане с меня не то сто три, а 10 шкур слезло)))))) зато потом всю поездку я чувствовала себя совсем новой и чистенькой девочкой))))).
 На утро мы заехали в Гори за продуктами, забрались с Женей  на Горисцихе, купили очень вкусные лепешки с сыром и поехали на природу)

Самое ценное из того что мы купили в Гори это были персики!!! сочные, сладкие, очень много и ..... всего по 1 лари за кг!!! то есть по 28 рублей))). Купили много, так как с некоторых пор у меня пунктик: я из каждой поездки, если есть такая возможность, привожу сваренное нами на костре варенье.

Но я опять отвлеклась)  Так как нас ждало  много интересного, то дольше мы в Гори задерживаться не стали и поехали в маленький  городок Чиатура , скромно затерявшийся в горных просторах Грузии, поражает воображение... главная достопримечательность города — многочисленные канатные дороги. Чиатура — шахтерский город, расположенный по двум сторонам ущелья, в котором находятся десятки действующих и сломанных фуникулеров, построенных в 1950-х годах.

Город-призрак буквально пронизан духом советской эпохи, полуразрушенными домами и ощущением безысходности. А ведь когда-то, во времена СССР, ему пророчили большое будущее — по добыче огромных запасов руды и марганца. Время берет свое, о городе забыли…
Ключевая достопримечательность города — марганцевые рудники, которые находятся по всей окрестности Чиатуры. Любой желающий, приехавший сюда, может наблюдать процесс добычи марганца.
Марганцевое месторождение в Чиатуре насчитывает более 100 лет. Здесь функционируют шесть шахт по добыче марганца, вокруг которых и развивается сеть канатных дорог.

Уже более 60 лет так и живут местные жители в Чиатуре — размеренно, не торопясь, вспоминая времена былого могущества СССР. Город чем-то напоминает сегодняшний Байконур или Чернобыль.
Городок это совсем не туристический , но посетить его стоит. Такого вы не увидите нигде.....
На сегодняшний день Чиатура остается единственным в мире городом с самым большим количеством подъемников, которые используются в качестве бесплатного общественного транспорта.

Дома многие стоят заброшенные и разграбленные...

Следующей точкой нашего маршрута стал Кахци, который находится немного в стороне от основных туристических достопримечательностей Грузии, поэтому разношерстных туристических групп здесь не наблюдается. А между тем место очень красивое и необычное - в живописном ущелье, поросшем лесом, словно из неоткуда взялся каменный сорокаметровый столб, на самой верхушке которого расположена простенькая церквушка.
Просто невообразимо как она была построена. И какие заросли ежевики её окружают))

ну а ночевали мы на Шаорском водохранилище. Красота нереальная!

Тут же и варенье варили))))) между прочим с миндалем)))

А кто- то даже рыбу ловил)))))))

следующий день у нас был посвящен пещерам)))  Все как положено: сталактиты, сталагмиты и т.п))) . Пещера Сатаплиа  и Пещера Прометея находятся вблизи Цхалтубо и недалеко от Кутаиси. Относится они к виду карстовых пещер и являются в Грузии самыми популярными и посещаемыми пещерами. От себя скажу что пещера Прометея  оправдывает своё название полностью! Только великие боги могли создать такое величие и красоту!!!

Набродившись до одури под каменными сводами пещер мы уже почти затемно приехали в потрясающее  и  крайне живописное месте- - водопад Кинчха.  Как таковых мест для того чтобы остановиться с тремя палатками и тремя машинами на краю скал здесь нет))). Но на верху, в метрах 200-300 от этой красоты стоит несколько торговых палаток и мы договорились с торговцами и они за 20 лари в сутки предоставили нам шикарную свежескошенную поляну с костровищем и деревьями со вкусными мелкими сливами- алычей))))). Место конечно потрясающее! Наши друзья за прошедшие дни ощутимо подустали от заданного нами темпа передвижения). Да и нам тоже хотелось расслабиться. Поэтому мы решили  здесь затусить на  целый день и переночевать  ещё одну ночь)).

А это фото там, где много туристов)))))

А вот если пойти чуть правее на 1,5-2 км, то увидишь Это!!!Сюда не водят праздных туристов...Здесь нет дорог и тропинок- здесь только направления Вброд по горной реке, иногда по шею.. Здесь время остановилось .... Здесь со скал свисают корни огромных вековых деревьев и ползут лианы... Здесь бушует водопад и из-за его шума не слышно друг друга...Здесь явно живут аватары....

И еще тут иногда летают  со скал мальчики)))

Все познается в сравнении... Чтобы понять всю глубину ощущений сегодняшнего утра надо сравнить их со впечатлениями от посещения иных мест. Я не скажу что каньон Окацхе мне не понравился, но я скажу что то русло реки Окацхе которое мы прошли вброд меня впечатлило больше))). Общий маршрут в каньоне составил порядка 6 км. Вверх, вниз, сотни ступеней, отвесные обрывы на 150 метров высоты . Виды потрясающие, но сил ходить с каждым шагом все меньше))).  и в наших Жигулевских горах не менее красиво)))). Для тех же,  кто хочет повторить наш маршрут скажу сразу: с собой обязательно берите воду!!!!!!

А дальше... дальше были горячие источники и вообще полный отвал башки )))Вот видите этот пейзаж? А теперь представьте себе тоже самое, но ночью. И что вы увидите? А увидите вот что: тихая ночь, шум речки Техури смешанный с болтовней цикад, по небу плывут тени облаков и светит всего лишь одна звездочка. Воздух прохладный и свежий... А ты лежишь в горячей ванне дикого сероводородного источника и загадываешь свои заветные желания....
 Итак, Нокалакеви- горячие природные источники,  горная речка,  и изумительный олимпийский бассейн для ныряния.  Это место практически не показывают туристам, здесь отдыхают только местные и это практически "кайфушное" место для "своих". Мы, как всегда, расположились на свежескошенной коровами поляне ( без мин) прямо около горячих источников. В метрах трехста от этого места начинаются скалы и глубочайшие бассейны реки. Местные это место называют "олимпийский бассейн", так как глубина здесь около 8 метров и высота скал, с которых прыгали наши мужчины всех возрастов, порядка 10 метров. Место просто бомбическое!!!

А на фото и видео - старый разрушенный пионерский лагерь. Как же здорово тут было когда- то детям!!!!! А сейчас тут живут летучие мыши и все заросло ежевикой.....

Новый день даёт нам новые знания и новые впечатления. Мы снялись с этого волшебного места и едем в сторону моря...  Сначала мы заехали в Шекветили. Народу там не так много- это очень здорово, но остановиться  с палатками там мы не смогли: там где было пустынно, пляж был дико грязный  и машины вязли в песках.....  А где было почище, то там мы не смогли найти места...  Накупавшись и передохнув немного мы поехали в сторону Кобулети. Найдя не плохой БЕСПЛАТНЫЙ кемпинг, мы отлично провели там вечер и ночь).

На следующий день мы приехали в Батуми и заселились  в апартаменты)). Неплохие такие апартаменты учитывая что мы не бронировали заранее. Самый центр города, 10 минут до моря, очень радушный хозяин Ираклий. Нам предоставили две огромные комнаты и шикарную веранду в очень симпатичном доме за очень внятные в самый сезон деньги.  После того как мы все с дороги освежились, Ираклий проводил нас в уютный ресторанчик , где нас ждал вкусный обед))).

Такое ощущение, что закат в Грузии наступает очень быстро и внезапно.... И хоть на городском пляже народу больше чем воды в море, я считаю что там было сказочно красиво и здорово!!! Ну и тем более, как же я могла пропустить такой закат!!!!!

Следующие пара дней Прошли в Батуми и в мелких экскурсиях вблизи него))).  Самая запомнившаяся прогулка - это прогулка по Ботаническому саду)))После утренней прогулки по старой крепости в Гониа, завтрака в прибрежном кафе и купании в море наши дети нас бросили))). Они уже устали от того что их бешеные родители вечно куда то прутся ))). Поэтому мы решили отдохнуть друг от друга и оставили их в апартаментах, а сами поехали гулять в ботанический сад. Приличные люди ходят по асфальтированных дорожкам и эти дорожки кто-то очень старательно делает ведь. И только Федоровым ( ну и таким же ненормальным) надо залезть в дебри, чтобы потом заблудиться))))))). В общем , мы себе устроили небольшой квест))) сначала шли по эвкалиптовым рощам, потом попали в бамбуковые заросли, искупались в ручье, перерезали через забор, шли через туннель и , наконец то вышли к железной дороге и скалистому берегу моря))))). Ну и по бережку, пр бережку, с камушка на камушек, неспеша пришли на галечный пляж))))). Ну а от него до машины совсем близко))). Наплюхались в море и едем в нумера))). Славная вышла прогулка по ботаническому саду))))))). Квэст стоимостью 16 лари с пары)))

С хорошим городом надо хорошо прощаться))). Ночью  перед отъездом мы полюбовались  танцующими фонтанами, напоследок искупались ещё разок в море и спать))).

А на утро снова в путь.... Очень нам хотелось снова навестить  и показать друзьям пещерный город Вардзия. Но путь туда не близкий   и дорога сложная. Через горный перевал по грунтовой дороге..... Но очень живописная и со своими крутыми "Фишками"))). Первая из них- Канатная дорога в горах. Благодаря ей осуществляется связь между селами. 250-300 метров над землёй и протяжённостью около 2 км.... В какую глушь нас занесло!!! Посёлок Хуло.  Впечатления конечно незабываемые !!! По пути  мы периодически тормозили около местных красот))): водопадов, моста Клеопатры,  медовых лавок))

После поселка Хуло началось откровенное бездорожье))) 50 км по горной грунтовой дороге.  Но виды были шикарные))

Но вот и Вардзия!!!  Мы , как я уже сказала, были здесь во второй раз, но я не устаю удивляться величию и  силе этого места!!  Жажды жизни, духовной мощи тех людей,  которые  по своей ли воле или  силе обстоятельств избрали это место когда то давно своим  домом...

Пещерный город был  практически крайней точкой нашего маршрута и после его посещения наша дорога плавно повернула в сторону родного дома))). Плавно потому, что на нашем пути были еще Борджоми и Бакуриани. Про Борджоми рассказывать много не буду- мы там уже тоже были в прошлый раз и долго оставаться там нам уже не хотелось. а вот про второй городок пару слов расскажу))). Бакуриани  это небольшой понтовый городок вблизи с Борджоми. Красивые домики, масса отелей и ресторанчиков. Этакая маленькая Грузинская Швейцария))). Здесь расположен горнолыжный курорт. Мы заехали сюда передать гостинчик от наших друзей одному товарищу) ну и заодно посмотреть новые красоты. Летом здесь тоже очень много туристов, так как работает канатная дорога. Но мы в эту поездку так много раз катались на практически бесплатных канатных дорогах и любовались такими сумасшедшими красотами, что отдавать 1500 руб за нашу семью чтобы полюбоваться видами гораздо более скромными по своей красоте, нас зажмотило))))). Так что кто не любит себя ограничивать в финансах и кто любит  спортивный отдых- тому сюда! Но желательно все таки зимой)))))

Ну а после этих городков до границы мы мчались уже почти без остановок...  Вернее вру!!! Ехали мы пока на машину  внезапно не опустилась ночь и мы вынуждены были остановиться  на ночевку)))) Отель искать не стали и остановились  на той самой красивой поляне с видом на Казбек)). Но перед этим было вот что: когда мы ехали по Военно грузинской дороге около Жинвальского водохранилища внезапно мы уперлись в пробку... Оказывается впереди сошел сель или был камнепад и дорогу на время расчистки закрыли... стоять тупо в очереди нам было скучно и мы поехали прогуляться на другую сторону водохранилища по грунтовой дороге.

а там, там было НЕЧТО!!!!!Ааааааа!!!! Я плакаю!!!! Всю поездку я сокрушалась что хочу ежевики много набрать или купить. Но на рыночках её нет, а на местах стоянок много, но не в промышленных количествах)))))). Там было море Ежевики!!!! Уж я её ела ела, рвала ее рвала, прятала в пузо своё, прятала!!! Я уж и варенье мысленно из неё сварила...прям много варенья)))))) и алычи тут красной целое большое дерево!!!! Но тут злодей Женька оттащил меня из колючек и сказал что надо ехать и что наши друзья уже проехали. Так что вселенная, хоть меня и услышала, но помахала перед моим носом веточкой ежевичной, словно морковкой перед носом осла и заставила ехать дальше)))))))). 100 км до границы как никак было)) .

Это тот самый селе-камнепад))), помешавшый пересечь нам границу в этот день и продливший еще на одну ночь наш отпуск)))

Граница была сложной.... больше 7 часов очереди из- за этого же самого камнепада и вынужденного закрытия на ночь границы... Но это уже позади и не будем об этом))). Все грустное уходит, а остаются только сказочные воспоминания!!!

Так что до новых путешествий. до новых встреч. и до новых  открытых границ!!!

Ну а теперь, как это бывает обычно)))) Сухая и конкретная, четкая и продуманная, лишенная сантиментов и всякого мусора информация от Жени))))):

Дорожный отчёт по поездке в Грузию 2017.
Сухие факты.
Период: 1.08.17 по 17.08.2017
Транспорт: 3 легковых а/м (lacetti, largus, granta). На двух первых установлены автобоксы.
Состав: 3 семьи по 4 человека.
Средний курс: 1 лари – 28 руб.
Навигация: РФ – Навител. Грузия – Osmand.
Была поставлена цель, съездить третий раз в Грузию, посетить неизведанные места и заехать в Стамбул или в Баку. Последнее, в конечном счёте не сделано т.к. перемещение в Турции на личном авто дороговато (85 руб/л бензина), а Баку решили выделить в отдельную поездку из-за ограничения по времени.
Дорога в Грузию: едем только днём, ночуем в палатке. Первый день: Тольятти – Саратов – Волгоград - Аршань-Зельмень. Ночевка на берегу одноименного водохранилища. Пробег больше 1000 км. Второй день: дорог от Элисты до Владикавказа, как речушек в Астрахани. Пробуем от Зеленокумска проехать посередине между Прохладным и Моздоком. Но небольшой перевал охраняют пацаны с калашами, которые настойчиво просят проехать через Малгобек и выйти на трассу Моздок – Владикавказ, денег не просят. Объясняют плохой грунтовой дорогой. Т.К. каждый экипаж ехал своим темпом и встречались в конечной точке маршрута, то во второй день каждый попробовал свой маршрут от Зеленокумска до Владикавказа. В итоге добрались все.
Граница: На переход ушло приблизительно 2,5 часа. Из-за отставания остальных экипажей, а также желания помыться после дороги, было принято решение снять отель в 3 км от Степанцминды (20 лари с человека).
Грузия: Т.к. в предыдущие две поездки были осмотрены многие интересные места, то было решено маршрут проложить по неизведанному, с заездом в крупные города.  Первая остановка – Тбилиси. После Тбилиси едем по трассе через Гори (закупка на рынке продуктов) и уходим на Север через село Али в регион Имеретия. Первая цель – Чиатура. Видим остатки горнодобывающей промышленности, катаемся на канатке. Вторая цель – столп Кацхи. Далее через Сакертз кратчайшим путём выезжаем на Ткибули. Остановка была запланирована на одноименном озере, но местные подтвердили тот факт, что несмотря на небольшой остаток светового времени, лучше потратить час времени и остановиться на Шаорском водохранилище. Что и было проделано. Действительно Шаорское гораздо чище и приятнее. Через г. Ткибули едем на Кутаиси и снова уходим на север, через Цхалтубо посмотреть пещеры Прометея и  каньон Окаце. Сам каньон был осмотрен на обратном пути т.к. проехав чуть дальше, было принято решение остановиться на водопаде Кинчха, о чём нисколько не пожалели. Вот это был НИШТЯК! Описывать не буду, но замечу, что пара дней проведенных на Кинчхе затмили собой каньон Окаце и пустили побоку Мартвильские каньоны. Кто ходил от Кинчхи вверх по течению полтора километра, тот поймёт.  Кстати, дорога с Окаце до Мартвильских каньонов только через Хони. Следующий пункт назначения – Нокалакеви. Место с горячими источниками, подсказанное хорошим другом, оказалось выше всяких похвал. Несмотря на то, что оно пользуется дикой популярностью у местных и имеет не совсем опрятный вид, количество приятных эмоций зашкалило. Пожалуй, это была жемчужина нашего путешествия. Скорее всего, бесплатным оно останется не очень долго, уж больно привлекательно местечко, поэтому любителям теплых горных рек и страстным прыгунам со скал, рекомендую не откладывать посещение. Итак, после Гори наши колёса не касались трассы E60 ведущей от Тбилиси до Поти. Пора на неё вернуться. Заезжаем в Сенаки на отличный рынок, пополняем запасы и выезжаем по трассе к морю. Прибрежная полоса активно застраивается и мест под палаточный лагерь в сезон найти всё сложнее. Тем не менее, перед Кобулетти в соснячке и для нас находится местечко. Переночевав, решено снять отель в Батуми. Букинг выдал пару выгодных предложений, но тут подвели хозяева отелей, которые после подтверждения брони, связывались и просили её отменить т.к. всё давно занято. Это нотка одна из тех, которые отодвигают сервис в Грузии на ступеньку ниже и портят впечатление. А им (Грузинам), как стране живущей на туризме, такое допускать не следует. Но тем не менее жильё было найдено в центре города за приемлемую цену. Жара, влажность, тёплое море, духота в городе буквально вытеснили нас назад в горы. Из Батуми по Трансаджарской трассе через горный перевал, минуя Хуло попадаем в Ахалцихе. Дорога изобилует красивейшими видами и интересными местами. 50 км грунта на перевале спокойно преодолеваются на пузотерке за 2,5 часа. Траффик из-за грунта минимальный. Высокогорная часть – очень заманчива и пожалуй одна из главных целей следующей поездки. Из Ахалцихе делаем крючок до раскрученной Вардзии и уходим на не менее популярный Боржоми. Из Боржоми заезжаем в Бакуриани – горнолыжный курорт в горах т.к. место туристическое, то и ценники показались высокими. Оставляем Боржоми и делаем марш бросок в горы ближе к границе. Последняя ночёвка в Казбегах на склоне горы под приятным летним дождём.
Граница: проходили почти 6 часов, с 5 утра до 11. Причина: не работало ночью грузинское КПП т.к. сошёл сельдь в районе Жинвальского водохранилища. Поэтому накопившиеся за ночь машины достаточно долго «рассасывались».
Дорога из Грузии: опыт показал, что до Элисты лучше придерживаться «федералок», поэтому из Владикавказа по федеральной трассе едем до Пятигорска, потом ушли на Георгиевск-Буденновск-Элиста. В целом дорога отличная. Одна остановка на посту ГИБДД для проверки документов и всё.
Вывод: детальная проработка, особенно первой половины маршрута пошла на пользу. Достопримечательности по дороге легко ищутся в навигационной программе Osmand. И вообще программа порадовала количеством POI и деталировкой карт. Прокладка маршрута и работа с координатами точек – слабое место Osmand. Бензин в удаленных районах, а конкретно в Ткибули, убил свечи, хотя и заправка принадлежала крупной сети. Местную полицию мы не заметили, хотя один из наших экипажей получил штраф за пристёгивание ремня после трогания с места.  Оплату парковочных квитанций в центре Тбилиси не произвели т.к. не совсем понятен механизм работы организации «сити парк», отвечающей за сборы бабла. Газовые заправки торгующие пропан-бутаном стали встречаться гораздо чаще (Грузины ездят на метане). Появился Лукойл. Расход топлива по серпантинам с кондиционером и автобоксом на лачетти 1,6 иногда доходил до 9 л на сотню, хотя средний уложился в 8 л на 100 км. Качество дорожного покрытия в целом улучшается, особенно лучше стало между Саратовым и Волгоградом (лет пять назад там было совсем некомфортно передвигаться).

1. Ну, Ира!!!!Зарядила красотой!!!! И откуда в тебе, такой хрупкой, столько энергии??!!!Маршрут вы проделали конечно грандиозный!!Мой муж мечтает на след год поехать в Грузию, Инстаисторию вашу наблюдал со мной, так что я вопросы в кучу соберу и можно попристаю к тебе? AllaValk)))

1. Ой, Алла, да не вопрос!!! пиши вопросы))) чем можем- всегда поможем))

2. Ира, как я рада твоему появлению! После вашей поездки на Кубань я так ждала продолжения "записок путешественника". И не ошиблась. Маршрут - не реально крутой!!! Не пропадай надолго. И расскажи что-нибудь про трудовые будни....уж очень мне интересно тебя читать!

1. Спасибо, Танюш!!! на все интернет ресурсы меня к сожалению не хватает сейчас))) но постараюсь так надолго не пропадать))). а про трудовые будни наши всегда можно посмотреть в инстаграме))